22.09.2020

Образование

Казахстанский опыт инклюзивного образования!

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Специальное образование и развитие инклюзивного образования в Республике Казахстан

Специальное образование является частью системы общего образования и государство создает условия для лиц, имеющих специальные образовательные потребности с целью обеспечения им равных возможностей в получении образования.

Законодательством Республики Казахстан в соответствии с основополагающими международными документами в области образования предусматривается принцип равных прав на образование для лиц с ограниченными возможностями в развитии.

Гарантии права детей с ограниченными возможностями в развитии на получение образования закреплены в Конституции Республики Казахстан, Законах Республики Казахстан «О правах ребенка в Республике Казахстан», "Об образовании", «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями», "О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан", "О специальных социальных услугах".

В соответствии с поручением Главы государства в 2004 году в целях научно-методического обеспечения системы социальной и медико-педагогической поддержки детей с ограниченными возможностями постановлением Правительства Республики Казахстан республиканский научно-практический центр социальной адаптации и профессиональной реабилитации преобразован в национальный научно-практический центр коррекционной педагогики, где ведется научно-исследовательская работа по развитию специального образования и переходу к инклюзивному образованию, разработке специальных учебных программ, учебников и учебно-методических комплексов.

В рамках реализации Плана мероприятий Государственной программы развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 годы постановлением Правительства РК от 5 февраля 2007 года №81 утвержден План мероприятий по социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями в развитии на 2007-2009 годы, где предусмотрены вопросы расширения сети организаций образования, развития интегрированного образования в целях создания оптимальных условий для обеспечения равных возможностей в получении образования и оказания комплексной коррекционно-педагогической поддержки.

В республике в качестве приоритетных направлений деятельности по созданию условий для получения образования детей данной категории являются следующие направления.

Первое направление — выявление недостатков в развитии детей и организация коррекционно-педагогической работы на максимально раннем этапе. Своевременное оказание необходимой помощи в дошкольном возрасте позволяет обеспечить коррекцию основных недостатков в развитии ребенка к моменту начала обучения и подготовить его к обучению в общеобразовательном учреждении.

Начальным звеном системы специального образования в республике является психолого-медико-педагогическая консультация, которая устанавливает право ребенка на получение образовательных, медицинских и социальных услуг, определяет их потребности в специальных образовательных условиях (одна ПМПК открывается на 60 тыс. детского населения).

Сегодня в стране действуют 56 областных, городских и районных ПМПК, в том числе одна республиканская.

Достаточное количество ПМПК имеется в г.Астане (3), Восточно-Казахстанской (7), Акмолинской (4), Западно-Казахстанской (3), Кзылординской (5), Павлодарской (4) и Северо-Казахстанской (3) областях.

Вместе с тем, не удовлетворяет имеющееся количество ПМПК в Южно-Казахстанской области (на 883,6 тыс.детей вместо предусмотренных 15 консультаций действуют только 2), Карагандинской (на 362,2 тыс.детей предусмотрено 6, действуют 2), г.Алматы (на 283,6 тыс.детей действуют только 2 вместо 5).

С расширением сети ПМПК улучшилось выявление детей с ограниченными возможностями в развитии. К примеру, если в 2002 году количество выявленных детей с ограниченными возможностями в развитии составляло 115,2 тыс.чел. (2,3% от детской популяции), то на январь 2009 года выявлено 149.246 детей и процент выявляемости вырос до 3,2%, хотя в развитых странах составляет свыше 10% (Россия - 4%, Германия, Великобритания, Швеция — от 10% до 15%).

Высокий показатель выявляемости детей с ограниченными возможностями в развитии раннего возраста зарегистрирован в г Астана – 555 детей или 11,7% от общего количества детей с ограниченными возможностями в развитии, выявленных в городе.

Для вовлечения детей с ограниченными возможностями в систему дошкольного образования в рамках реализации Госпрограммы развития образования на 2008-2010 годы предусмотрено открытие 380 кабинетов коррекции и инклюзивного образования. Сегодня в пяти областях и в г. Алматы открыты 87 кабинетов, до конца 2009 года предусмотрено открытие 42 в 6 областях и г. Астане.

Расширяется сеть новых видов специальных организаций образования, которые призваны оказывать комплексную коррекционно-педагогическую поддержку детям и их родителям.

Сеть специальных организаций состоит из 119 кабинетов психолого-педагогической коррекции, 15 реабилитационных центров и 283 логопедических пунктов.

(К сожалению, их развитие по регионам также неравномерное: еще не открыты реабилитационные центры в Акмолинской, Алматинской, Западно-Казахстанской, Костанайской и Северо-Казахстанской областях, отсутствуют логопедические пункты в Алматинской, Кызылординской, Мангистауской и Южно-Казахстанской областях, г. Алматы, что отрицательно сказывается на своевременной коррекционно-педагогической поддержке детей различных категорий, особенно проживающих в сельской местности).

Второе направление — создание вариативных условий для реализации права на образование всех категорий детей с учетом их психофизических особенностей.

В настоящее время в республике существует дифференцированная сеть специальных организаций образования для организации обучения детей с ограниченными возможностями в развитии, которая включает: специальные (коррекционные) организации образования по видам и типам, специальные группы при детских садах общего типа и специальные классы в общеобразовательных школах:

в 35 специальных детских садах и 228 специальных группах при детских садах общего типа получают воспитание и образование свыше 10 тыс. детей дошкольного возраста;

в 101 коррекционной школе и 820 специальных классах при общеобразовательных школах обучаются и корригируют имеющиеся недостатки в развитии около 24 тыс. детей школьного возраста по восьми основным видам и типам.

Специфическими целями образования для обучающихся и воспитанников с ограниченными возможностями в развитии являются:

с нарушениями слуха – овладение навыками восприятия устной речи по чтению с губ говорящего и с использованием остаточного слуха, развитие словесной речи;

с нарушениями зрения - овладение специальными средствами чтения и письма, ориентировки в пространстве;

с нарушениями интеллекта – развитие и коррекция всех психических функций, социально-бытовая ориентировка, подготовка к самостоятельной трудовой деятельности;

с нарушениями опорно-двигательного аппарата – максимальное овладение всеми навыками жизнеобеспечения;

с тяжелыми нарушениями речи – овладение коммуникативными навыками речевого общения.

В целях организации обучения детей с ограниченными возможностями в развитии в текущем году разработаны Типовые специальные общеобразовательные учебные программы (приказ Министра образования и науки РК от 8 июля 2009 года № 333), учитывающие степень выраженности нарушений психофизического развития и познавательных возможностей учащихся и предусматривающие вариативность обучения:

1) образование, соответствующее государственному общеобразовательному стандарту для детей с сенсорными, речевыми, двигательными нарушениями, уровень познавательных возможностей которых соответствует возрастным нормам;

2) образование, осуществляемое по индивидуальным учебным планам, сокращенным образовательным учебным программам, адаптированным к индивидуальным возможностям учащихся с сенсорными, речевыми, двигательными нарушениями, задержкой психического развития, уровень познавательных возможностей которых ниже возрастной нормы;

3) образование, осуществляемое по специальным программам школы для детей с интеллектуальными нарушениями и индивидуальным программам (для детей с тяжелой умственной отсталостью и множественными нарушениями).

Качество и доступность специальных образовательных услуг детям с ограниченными возможностями обеспечивается оказанием комплексной системы медицинской и психолого-педагогической коррекционной поддержки:

  • малой наполняемостью класса от 8 до 12 человек;
  • созданием щадящего охранительного педагогического режима;
  • проведением специальных психолого-педагогических, индивидуальных и групповых занятий специальными педагогами;
  • использованием специальных учебников, учебно-методических комплексов;
  • обеспечением специальными техническими и компенсаторными средствами обучения.

Обеспечение качества образования детей с ограниченными возможностями в развитии зависит от развитой учебно-материальной и технической базы школ.

В настоящее время коррекционные организации образования для детей с нарушениями зрения обеспечены на 60% читающими машинами, тифлокомплексами (мультимедийный компьютерный класс: персональный компьютер с модемом и возможностью подключения к сети, брайлевский дисплей с программным обеспечением экранного доступа и увеличения экрана); для детей с нарушениями слуха - 56% беспроводными и проводными учебными классами, сенсорными и мягкими комнатами, развивающими играми – 30 % вспомогательных школ.

Доступ к информационной сети по республике составляет 33,4 коррекционных организаций образования, в среднем на 1 компьютер приходится 21,8 учащихся из числа детей с ограниченными возможностями.

К сожалению, специальным оборудованием не обеспечены детские сады, спецшколы для детей с нарушениями речи, задержкой психического развития, специальные классы при общеобразовательных школах, психолого-медико-педагогические консультации (ПМПК), реабилитационные центры, кабинеты психолого-педагогической коррекции, логопедические пункты.

В целях улучшения и повышения качества образования детей данной категории в рамках Государственной программы развития образования на 2005-2010 на 2 этапе предусмотрено:

  • доукомплектование коррекционных организаций недостающим специальным оборудованием и обеспечение их необходимым согласно утвержденным Нормативам минимальных требований к материально-техническому и учебно-методическому оснащению и обеспечению организаций образования, осуществляющих обучение детей с ограниченными возможностями в развитии» из средств местного бюджета;
  • внедрение современных мультимедийных обучающих систем в специальные коррекционные организации образования в рамках программы «Информатизация системы образования», что будет способствовать информационному обеспечению специального образования в виде качественных программ и программных комплексов, предназначенных для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями в развитии.

Третье направление - развитие интегрированного инклюзивного образования.

Перспективой развития системы социальной и медико-педагогической поддержки детей с ограниченными возможностями в развитии на ближайшие годы является реализация идей и принципов интегрированного (инклюзивного) образования. Средствами выступают не изоляция детей и создание устойчивого представления о собственной неполноценности, а построение социальной траектории в жизни, которая может быть решена только через включение детей с ограниченными возможностями в среду детей обычного развития, совместного обучения, организации их совместного досуга, оказание им взаимоподдержки.

К примеру, в школах для детей с интеллектуальной недостаточностью Восточно-Казахстанской, городов Алматы и Астаны открыты специальные классы для детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости, которые ранее считались необучаемыми и были лишены возможности общения со сверстниками и получения образования (содержались в детских домах-интернатах системы социальной защиты населения и воспитывались дома).

В реабилитационных центрах, коррекционных школах и детских садах также открыты экспериментальные группы и классы для детей с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения, со сложными комбинированными и иными нарушениями развития, появились разные интеграционные формы обучения: классы для учащихся со сниженным слухом, интеллектом в общеобразовательной школе, группы для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в обычном детском саду.

Учащиеся, преодолевшие тяжелые нарушения речи в условиях специальной школы, успешно интегрируются в массовый образовательный процесс, продолжая получать логопедическую помощь до того момента, пока они в ней нуждаются. Только благодаря такой поддержке дети с речевым недоразвитием способны осваивать общеобязательный стандарт образования, обучаясь рядом со сверстниками без речевой патологии. Такой опыт имеют Костанайская, Восточно-Казахстанская области, город Алматы, где организовано обучение детей с детским аутизмом.

Сегодня оптимальным вариантом является сохранение и совершенствование существующей сети коррекционных организаций образования с параллельным развитием интегрированного (инклюзивного) образования. При этом коррекционные организации выполняют функции учебно-методических центров, обеспечивающих оказание методической помощи педагогическим работникам общеобразовательных школ, консультативной и психолого-педагогической коррекционной помощи обучающимся и их родителям.

На базе вспомогательных школ городов Актобе и Уральска открыты ресурсный (консультативный) центр для педагогов массовых школ, осуществляющих обучение детей с ограниченными возможностями.

Во всех коррекционных школах организованы и действуют школьные психолого-медико-педагогические консилиумы.

Процесс внедрения инклюзивного образования носит комплексный характер и предусматривает участие в нем государственных структур, родительской общественности, семьи, органов и организаций образования, неправительственных организаций.

На начальном этапе процесса внедрения инклюзивного образования должна быть предусмотрена гармонизация нормативно-правовых актов в области специального и общего образования.

В этих целях разработаны:

проект государственных стандартов «Условия реализации государственного общеобязательного стандарта образования Республики Казахстан организациями образования, обучающими детей с ограниченными возможностями»;

проект Концепции развития инклюзивного образования в Республике Казахстан;

приняты ряд учебно-методических пособий, рекомендаций;

проведены специальные исследования для оценки образовательных результатов (Ассоциацией социологов и политологов Казахстана (АСиП) в рамках технического задания Центра «САТР» проведены социологические исследования «Возможности инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями, детей-инвалидов и детей-инвалидов детства», исследования САНДЖ, ЮНЕСКО и других неправительственных организаций).

Вопрос охвата детей с ограниченными возможностями в развитии специальными образовательными учебными программами включен в мониторинг показателей рейтинговой оценки акимов областей, городов Алматы и Астаны.

Положительное решение этого вопроса в Восточно-Казахстанской, где созданы условия для охвата специальными образовательными услугами 80% из выявленных детей с ограниченными возможностями, Костанайской - 61% и Карагандинской - 69% областях при общереспубликанском показателе 38,0%. Ниже республиканского уровня в Южно-Казахстанской — 11 %, Мангистауской — 14%.

Для удовлетворения прав детей с ограниченными возможностями в развитии в получении качественных образовательных услуг продолжена работа по:

  • реализации статей законов Республики Казахстан «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями» в части оказания образовательных услуг путем расширения сети специальных и общеобразовательных организаций образования, обеспечения специальными учебниками и оборудованием;
  • совершенствованию системы ранней диагностики и коррекционно-педагогической поддержки на основе скринингов на предмет выявления психо-физических нарушений у детей и своевременности направления их в психолого-медико-педагогические консультации при наличии риска отставания в психо-физическом развитии;
  • созданию гибкой и вариативной системы среднего общего и профессионального образования для внедрения коррекционно-развивающего обучения детей-инвалидов;
  • созданию условий для развития инклюзивного образования с разработкой концепции сопровождения детей с ограниченными возможностями в развитии в условиях интегрированного обучения в организациях образования;
  • внедрению информационных и коммуникационных технологий в специальный образовательный процесс в целях улучшения качества управления специальным образованием;
  • взаимодействию со средствами массовой информации в реализации социальных программ, направленных на воспитание и социализацию личности обучающегося с ограниченными возможностями в развитии, подготовке к самостоятельной жизни в обществе.

Эффективность этого взаимодействия во многом зависит от скоординированности и целенаправленности усилий всех звеньев данной системы, а также от согласованности действий специалистов разного профиля, смежных министерств: здравоохранения, труда и социальной защиты населения, образования и науки.

За рубежом, начиная с 1970-х гг., ведется разработка и внедрение пакета нормативных актов, способствующих расширению образовательных возможностей инвалидов. В современной образовательной политике США и Европы получили развитие несколько подходов, в том числе: расширение доступа к образованию (widening participation), мэйнстриминг (mainstreaming), интеграция (integration), инклюзия, т.е. включение (inclusion). Мэйнстриминг предполагает, что ученики-инвалиды общаются со сверстниками на праздниках, в различных досуговых программах. Интеграция означает приведение потребностей детей с психическими и физическими нарушениями в соответствие с системой образования, остающейся в целом неизменной, не приспособленной для них. Включение, или инклюзия реформирование школ и перепланировка учебных помещений так, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех детей без исключения.

В 1990-х гг. в США и странах Европы вышел ряд публикаций, посвященных проблеме самоорганизации родителей детей-инвалидов, общественной активности взрослых инвалидов и защитников их прав, способствовавшие популяризации идей инклюзивного образования.

Исследования экономической эффективности инклюзивного образования, проведенные в 1980 – 1990-х гг. и демонстрируют преимущества интегрированного образования в терминах выгоды, пользы, достижений.

На сегодняшний день в большинстве западных стран сложился определенный консенсус относительно важности интеграции детей-инвалидов. Государственные, муниципальные и школы получают бюджетное финансирование на детей с особыми потребностями, и, соответственно, заинтересованы в увеличении числа учащихся, официально зарегистрированных как инвалиды.

Положения об инклюзивном образовании включены в Конвенцию ООН «О правах инвалидов», одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 года.

Источник

 Adrian Peterson Authentic Jersey

«Создание сайта стало возможным благодаря помощи американского народа, оказанной через Агентство США по международному развитию (USAID). Содержание является ответственностью авторов и необязательно отражает позицию USAID или Правительства США».

 

Контакты

Республика Казахстан

Алматинская область

Енбекшиказахский район

поселок Шелек

улица Нургазина дом 150 - 4